Что посеешь, то и пожнешь!

 

Осень - прекрасная пора года. Земледельцы дожинают золотистые поля выращенных хлебов, на сельхозугодьях дозревает богатый урожай картофеля, свеклы, кукурузы, фруктовые деревья радуют глаз разнообразием прекрасных плодов. 

Наступила желанная пора сбора урожая, ради которого пришлось так много поработать труженику земли, защищая посаженное то от весенних заморозков по ночам, то от ливневых дождей, то от палящего солнца в летний зной, то от нашествия вредителей-насекомых. Смотря на плоды своих стараний, он радостно и с любовью собирает все выращенное и думает о том, как все это сохранить во время лютых морозов и долгой снежной зимы.

Действительно, нельзя не радоваться всем тем чудесным дарам земли, которыми Господь всех нас так щедро благословляет каждый год. Бог в безмерной любви Своей благословляет дело рук человеческих, посылая благодатные лучи солнца, управляя ветром и изливая дождь в нужное время на нашу землю.

Осень. Многие знаменитые русские писатели и поэты, такие как Пушкин, Некрасов, Пришвин и др. посвятили этой теме свои лучшие произведения и стихи, восторгаясь красотой окружающей нас природы, которая одевается в это время года в роскошные желто-золотистые уборы. Эту тему не обходят стороной и известные христианские поэты. Так, например, одна из них, В. Кушнир пишет на эту тему следующие строки:

 

«Осень. Время раздумий и воспоминаний.

Год почти позади. Впереди Рождество, Новый Год...

Осень. Время проверки пройденных путей и желаний.

Время вновь подытожить духовный расход и приход.

                        Осень. Сладкое, тихое, грустное время,

            Золотая пора листопадов и серых дождей.

                        Время сбора плодов там, где было посеяно семя

                                    От терновника, плевел, пшеницы, янтарных гроздей.

                                    Осень. Время подумать о том, что и жизнь наша - семя.

                                                Что мы можем по ветру рассеять ее наобум...

                                                Осень. Мысли о жатве, о Боге, о смерти...»

 

На страницах Священного Писания мы тоже неоднократно встречаем стихи, отрывки и даже целые главы, посвященные сельскохозяйственной тематике, но имеющие в себе духовный и вечный подтекст. Достаточно вспомнить хотя бы, например, притчи о сеятеле, о плевелах, о горчичном зерне, о посеве и всходах и др. В каждом из этих мест содержатся не просто интересные повествовательные рассказы, но в них заключены великие духовные истины, нередко выраженные принципом причинно-следственной связи. Одним из таких мест Библии являются стихи, записанные ап. Павлом в Послании к Галатам 6:7-8: «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную». И это действительно так: если мы сеем, то нам придется и убирать урожай. И собирать будем то же, что сеяли. Таков закон сеяния и жатвы: если мы посеяли, то уже ничто не сможет остановить этот процесс. Он необратим, «что посеет человек, то и пожнет!».

В христианском мире существует даже специальный день - Праздник Жатвы, когда верующие могут и желают особым образом вознести благодарения Богу - славословия своих уст и сердец за выращенный Им богатый урожай на наших полях и огородах. Но этот праздник имеет отношение не только к земным дарам и вещам. Он имеет также огромное духовное значение для каждого истинного христианина. Верующие в Бога люди и читающие Библию, знают, что термин «жатва» в Писании неразрывно связан с понятием духовной Жатвы в истории всей Вселенной. Библия говорит, что однажды и уже скоро наступит день самой Великой Жатвы, когда наш Господь повелит ангелам своим: «... Пусти серп твой и пожни, потому что пришло время жатвы, ибо жатва на земле созрела» (Откр. 14:15). И тогда «Он очистит гумно Свое, и соберет пшеницу Свою в (небесную) житницу, а солому сожжет огнем неугасимым» (Мтф. 3:12). Кем окажемся тогда я и ты, дорогой друг - «пшеницей» или, может быть, «соломой»? - это зависит от того, что и как мы сейчас сеем в своей повседневной жизни.

Убирая богатые дары земли или заботясь уже об их сохранности во время ненастья и холодов, хотелось бы, чтобы каждый из нас, думая о материальном, не забывал и духовного и регулярно серьезно задумывался над вопросом: «Что сею я в своей жизни, и что буду однажды пожинать?!»

Вся жизнь наша здесь, на земле - это процесс духовного посева. Каждый день мы что-то сеем. Мы сеем в своем доме, в семье, мы сеем на работе или учебе, мы сеем в магазине и в транспорте... Человек сеет своими мыслями, словами и поступками, своим поведением, своими планами, а также и своей леностью и нерадивостью. Но что же сеем я и ты, дорогой друг? Что это за семена, что мы разбрасываем налево и направо с каждодневными делами и словами?

Всякий раз, перечитывая в последнее время стихи из Послания ап. Павла к Галатам 6:7-8, я стал больше задумываться о том, в какой мере относятся они ко мне лично и какой урок необходимо почерпнуть мне из этого отрывка Священного Писания. Я призываю сейчас и тебя, дорогой читатель, хотя бы немного поразмышлять об этом весьма важном духовном законе сеяния и жатвы.

Биографы известного немецкого поэта и писателя Иоганна Гëте говорят, что он имел одну весьма интересную привычку: каждый раз, идя на прогулку, он любил наполнять свои карманы семенами различных цветов и, проходя по полям и лесам, взбираясь на горы и опускаясь в долины, разбрасывал эти семена, где попало. И всюду, где он проходил, по прошествии некоторого времени вырастали прекрасные цветы. Впоследствии невозможно было, конечно, указать, какие цветы посеял Гëте, и какие насеялись сами, но красоты в мире становилось больше.

Дорогой друг! Что сеешь ты? То ли, что украшает мир, что делает его лучше? Какие семена сею я и ты в своей повседневной жизни? Что будем однажды пожинать?

Осмотрительный и мудрый человек всегда задумывается не только над посевом, но и над тем, какова же будет жатва.

Многие из нас, наверняка, имеют свои огороды, дачи или просто участок земли. Каждый раз весной, когда мы бросаем семена в землю, то нам так хочется, чтобы вырос хороший урожай, чтобы наш труд, затраты сил и средств были не напрасными. Не правда ли? Мы стараемся тщательно подготовить почву, вскопав и взрыхлив ее, бросаем удобрение, берем отборные семена. Спустя некоторое время мы поливаем, пропалываем, подвязываем и т.д. Нам так хочется, чтобы наши усилия оправдались. Все это хорошо и даже очень необходимо многим из нас в наше нелегкое время. Но все это земное, кратковременное и так быстро преходящее...

В духовной сфере жизни каждого человека происходит нечто подобное, но куда более важное и ответственное. На наших полях мы сеем в основном только весной, а осенью убираем уже выросший урожай, т.е. сеем всего 1 раз в году. В духовной же жизни мы сеем не только весной, но и летом, и зимой, и осенью - каждый месяц, каждый день, каждый час, каждую минуту! Но что же сею я и ты, дорогой друг? Как сеем мы? С любовью ли, с усердием? В какую почву и какие семена?...

Дорогой читатель! Актуальны ли для тебя эти вопросы сегодня? Возможно, ты считаешь себя верующим человеком и, читая эти строки, думаешь: «Мне, пожалуй, не о чем сильно беспокоиться. У меня, слава Богу, все более или менее в порядке. Я ведь ничего страшного в своей жизни не сделал: не убил, не ограбил, никого не оскорбил... Я стараюсь делать в жизни только добро другим людям, я - порядочный семьянин, я даже церковь посещаю... Это относится, скорее всего, к тем людям, которые не ходят в церковь, которые публично отвергают Бога и злорадно насмехаются над верующими... ». В таком случае, представь себе, пожалуйста, что ты сейчас находишься в кругу родственников и друзей, или в церкви, которую ты, быть может, даже регулярно посещаешь, и там же имеется возможность посмотреть на большом экране видеозапись всего того, что ты посеял делами, словами и даже мыслями хотя бы за последнюю неделю?... Отважился ли бы ты просмотреть перед всеми присутствующими видеозапись своей жизни? Думается, что вряд ли кто-то из нас согласится на подобный шаг. Ты скажешь: «Но ведь это невозможно, и есть  ли в этом вообще какой-нибудь смысл?..». Да, пока невозможно... Но помнишь ли ты, что то, что сейчас нам кажется невозможным и даже ненужным, однажды осуществится? Однажды, когда все мы предстанем пред Праведным и Святым Богом, каждый нераскаявшийся в своих грехах человек при миллиардах свидетелей увидит свою жизнь, записанную на небесном видеомагнитофоне. Не будет ли тогда мне стыдно за то, что сеял я в своей жизни?.. Ведь Бог неизменен, и Его критерии оценки жизни каждого из нас остаются неизменными.

В современном переводе Библии вышеупомянутый отрывок из Послания Павла к Галатам звучит так: «Не обманывайте себя: Бога нельзя обмануть. Ибо что посеешь, то и пожнешь. Кто посеет семя ради собственной греховной плоти, пожнет от этой плоти разрушение. Тот же, кто посеет семя во имя Духа, пожнет от Духа жизнь вечную». Не будем обманывать себя «успокоительными таблетками», что Бог, может быть, что-то не заметит в моей жизни, и я не понесу ответственности за это. Ведь Бога нельзя обмануть. Обмануть можно лишь только себя. Закон сеяния и жатвы неотвратим: что сею, то придется и пожинать. Ведь если мы на какой-то грядке в своем огороде посадили помидоры, то мы не придем сюда осенью копать картошку и наоборот. Не так ли? В духовной сфере действует аналогичный закон. Если человек сеет нечестие и зло теперь, то пожнет ли он благодать и милость потом?

Представим себе человека, собравшего мелкий щебень, скрупулёзно его покрасившего, чтобы он был похож на пшеницу, и по весне посеявшего его на полях, надеясь, что осенью соберет урожай пшеницы, как у его соседа. Такой человек - сумасшедший, глупец, воображающий, что дешевым трюком, издеваясь над Творцом природы, обойдет ее законы.

Но разве не одинаково безрассудно поведение, а наказание намного тяжелее, если человек «сеет» нечестие теперь в ожидании пожать благодать в конце?

Великий библейский праведник Иов однажды сказал: «Как я видал, то оравшие нечестие и сеявшие зло пожинают его» (Иов. 4:8). Если человек живет лишь ради собственной греховной плоти, то он и пожнет тленное. Такого человека обязательно рано или поздно поглотят его требования, вожделения, чувства и стремления жить по собственному усмотрению. Таковые люди ищут, к сожалению, своей судьбы у астрологов и колдунов, вместо молитвы, живут лишь только в соответствии со своими желаниями, ищут лишь мирского положения, власти и почестей, принимают участие в различных непотребствах и т.д. Этот перечень можно продолжать еще довольно долго, но суть вопроса ясна. Плоть тленна. Она стареет, умирает и превращается в тление. Если человек все делает в своей жизни ради плоти и для плоти, то он идет по плотскому пути. Конец такого пути - смерть на земле и вечность вдали от Бога. Такой человек обязательно предстанет однажды на суд перед Богом. Ведь Бог никогда не останется обманутым и поруганным не только безбожниками, но и теми, кто сегодня ловко и лицемерно прикрывается маской христианства, кто, как написано, имеет «вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (2-ое Тим. 3:5). Апостол Павел в Послании к Римлянам в 8-ой главе в 13-ом стихе еще раз подтверждает эту мысль: «ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете».

Каков мой и твой посев, дорогой друг? Что сею я среди окружающих меня людей, в своей семье?... Чему учатся они от меня?

Яков Лëвен в своей книге «Сеется семя» рассказывает об одном фермере, владельце большого имения, который считался среди окружающих его людей вполне приличным человеком. Временами, правда, проявлялись у него «маленькие недостатки» - припадки гнева, и тогда он страшно ругался. Но этого в особую вину ему не ставили.

Однажды - дело было в жаркий летний день - он вместе со своим сыном отправился на лошади за сеном, чтобы перевести его с поля в хранилище. И так получилось, что по дороге домой воз с сеном у него опрокинулся. Сердце этого человека закипело, лицо нахмурилось, и он разразился страшной бранью. Подобно грому катились бесчисленные ругательства.

Рядом с ним стоял его одиннадцатилетний сын. Вдруг мальчик сильным и громким голосом стал повторять брань отца, слово в слово. «Что с тобой?»,- спросил удивленно отец. Сын спокойно ответил: «Папа, я помогаю тебе, чтобы ты скорее закончил и чтобы потом поднять воз». Устыженный отец замолчал.

Закон сеяния и жатвы неизменен во все времена и при любых обстоятельствах. Ап. Павел констатирует неумолимую истину. Он утверждает, что жизнь удерживает весы в равновесии. Человек, становящийся рабом своего плотского «я», в конечном счете пожнет разочарование и горе. Но кто не свернет с праведного пути и будет совершать благие деяния ради Господа, тот получит награду на небесах!

Дорогой читатель! Возможно, за свою жизнь ты уже неоднократно слышал и помнишь эту великую духовную истину сеяния и жатвы. Но, боюсь, что ты, по меньшей мере, иногда забываешь при этом вот что: с одной стороны, воистину благословенна та истина, что Бог может простить всякий наш грех и действительно прощает и больше о нем не вспоминает, если мы приходим к нему в молитве с искренним покаянием и верой. Но, с другой стороны, нигде в Писании мы не находим, что Бог изглаживает все последствия наших грехов. Скажем, например, если человек подрался с другим и сломал себе руку, то от примирения его рука мгновенно не срастется, и ему еще долго придется носить гипс. Ему придется пожинать то, что он посеял, даже если он и получил прощение. В духовной сфере нашей жизни действует аналогичный принцип. Человек, грешащий против своего тела, рано или поздно заплатит за это своим здоровьем, даже если Бог простил его. Если человек грешит против своих родных, он рано или поздно причинит им большое горе, даже если ему и простят. Один сторонник трезвости после беспутной жизни как-то говорил, предупреждая других: «Шрамы остаются». А великий христианский философ и богослов Ориген, живший в 3-ем веке нашей эры, верил, что даже в том случае, если все люди будут спасены, шрамы содеянных ими грехов останутся.

Мы не можем умышленно спекулировать всепрощением Бога. Во Вселенной действует Божественный моральный закон, и человек, нарушивший его, может получить прощение. Но прощение не гарантирует освобождения от последствий совершенного греха. Не будем забывать об этом!

Мы с вами живем в очень неспокойное время. Почти каждый день мир содрогается от одной или другой трагической новости. И страны СНГ - тоже тому не исключение. Непрекращающиеся войны, землетрясения, наводнения, пожары, жуткие теракты и многое другое в этом роде наводняют ежедневные радио-, теленовости и страницы многочисленных газет. Люди мечутся из стороны в сторону как рыба, попавшая в сеть, отчаянно ища ответа на вопросы «За что?» и «Почему?». Но давайте, друзья дорогие, не будем забывать своей истории. Ведь наша бывшая некогда великая страна под названием СССР была самым огромным рассадником безбожия,  греха и зла во всем мире! Закон сеяния и жатвы, проверенный самой жизнью, неотвратим и одинаково применим как к отдельному человеку, так и к целым народам. Он одновременно является и предупреждением, и обетованием. Насаждающий зло обязательно пожнет возмездие, но творящий добро пожнет обильные благословения от Господа. Пусть не думает тот, кто сеет в почву лишь терние, что он впоследствии соберет здесь букет красивых цветов.

Еще лет 20-25 назад многие «интеллигентные люди» узнав, что их коллега по работе или учебе верит в Бога, могли ему открыто рассмеяться в лицо. «Библия и вера в Бога - ведь это удел безграмотных старушек», - говорили идеологи «светлого будущего» и настоятельно рекомендовали порвать всякие отношения с «безвозвратно уходящим в прошлое религиозным мракобесием».

Вспоминается случай, произошедший в одной сельской местности при праздновании дожинок - окончания уборки урожая. Комсомольцы собрали всю деревенскую молодежь, в том числе и верующую, и решили отпраздновать этот день с размахом. Всего было в достатке для веселья, и казалось бы, больше ни в чем не было нужды... Но вот только дьявол не давал покоя  и будоражил умы и сердца своих верных последователей, вдохновляя их на новые «подвиги». В толпе нашлось несколько активистов, которые решили во что бы то ни стало «насолить» верующей молодежи, наблюдавшей за ними больше со стороны. Они моментально нашли бумагу и кисть с краской и по случаю события написали большими буквами праздничный лозунг: «Хлеб дает не Христос, а колхоз!». Верующая молодежь, правда, не растерялась, и после короткого совещания друг с другом они дописали внизу: «Но если Бог пошлет мороз, то не поможет и колхоз!».

Многие «доброжелатели» открыто пропагандировали свободу грешить и жить в свое удовольствие. Они полагали, что сами, своим умом, без Бога, в состоянии решить, что такое хорошо, и что такое плохо. Результат всего посеянного ими за 70 лет безбожия - налицо. Горькие плоды такого воспитания этих горе-учителей в обильной мере проявляются сегодня среди их детей и внуков. Повальная преступность, аборты, разводы, предательство, пьянство, наркомания, половая распущенность, самоубийства особенно среди молодежи становятся уже, пожалуй, обычным явлением в нашей повседневной жизни. О чем это говорит нам? Закон сеяния и жатвы неотвратим: «Ибо близок день Господень на все народы: как ты поступал, так поступлено будет и с тобою; воздаяние твое обратится на голову твою» (Авд. 1:15).

Еще 300 лет назад, блистая красотой, на побережье Ямайки располагался порт Рональ, красивейший город Вест-Индии. Но люди, населявшие его, жили за счет морского разбоя, купались в роскоши, слыли самыми богатыми от Мексики до Перу, обладая золотом и серебром, которые они грабили у испанцев. Опустошительные празднества по восточному образцу, разврат всякого рода сделали город местом погибели... В удручающей жаре июльского дня 1692 года почва под ногами жизнелюбивых обитателей порта Рональ начала колыхаться. Море вздыбилось на высоту гор из-за сильнейшего землетрясения, город погрузился в пучину, и с ним 3000 человек. В гавани столицы Ямайки г. Кингстона еще и сегодня в качестве памятной стелы можно увидеть красный буй, а в спокойную погоду видно, как в городских руинах играют рыбки...

В истории нашего мира подобные трагические события далеко не единичны. Даже еще в Библии немалое количество страниц посвящено описанию Божьего справедливого наказания не только над отдельными городами, но и над всем древним миром, однажды потопленным водою. Вспомним хотя бы истребление таких некоторых городов, упоминаемых в Библии, как Содом, Гоморра, Вавилон, Иерусалим и многих других. Что же касается настоящего времени, то подобные трагедии происходят уже в нашем мире чуть ли не каждый день... «Что посеет человек, то и пожнет...». А в 7-ом Псалме Давид говорит: «Вот, нечестивый ... рыл ров, и выкопал его, и упал в яму, которую приготовил: злоба его обратится на его голову, и злодейство его упадет на его темя» (Пс. 7:16-17).

Однажды франкский император Карл Великий, живший в VIII-IX столетиях н.э., приказал отлить для новой церкви огромный колокол. Церковь наняла мастера. Тот потребовал на колокол много меди и 100 фунтов серебра. Серебро, правда, мастер взял себе, а на колокол пустил хорошо очищенное олово. Колокол отлили, император пришел принимать работу и, оставшись довольным ею, приказал повесить колокол в звоннице. Но ни у кого не получалось позвонить в колокол. Вызвали самого мастера. Отчаянно пытаясь скрыть свой обман, он так сильно потянул за язык колокола, что тот оторвался и убил своего создателя-халтурщика.

Рано или поздно каждый из нас пожнет то, что сеял в своей жизни! «Все, что сеял в смертном теле словом уст твоих иль в деле - все пожнешь за гробом ты!», - так говорит автор одного из христианских гимнов. Другими словами, какие плоды мы будем срывать завтра, зависит только от того, какие семена мы посеяли сегодня!

Дорогой читатель! Задавал ли ты когда-нибудь себе весьма важные вопросы, определяющие твою вечную судьбу: «Какие семена я сею в своей жизни?» и «Что буду однажды пожинать?». «Семена ли добрых дел, любви, радости, мира, долготерпения, правды и милости?... Или, быть может, я сею только лишь сорняки раздора, неправды, зла, нечестия, дел плоти и прочих грехов?...» На земле ведь так много различных семян. Но Бог нам даровал привилегию и вместе с тем большую ответственность за то, какие семена сею я и ты, дорогой друг. Ведь только семена, посеянные во имя Духа Святого, принесут плоды любви, радости, мира, долготерпения, добра, преданности, кротости, самоконтроля и многих других важных христианских качеств, так необходимых каждому из нас. «Сейте себе в правду, и пожнете милость; распахивайте у себя новину, ибо время взыскать Господа, чтобы Он, когда придет, дождем пролил на вас правду»,- настоятельно рекомендует всем нам пророк Осия (Ос. 10:12). Пусть Дух Святой побудит сегодня каждого из нас остановиться в круговороте ежедневной суеты и забот и честно ответить себе на эти вопросы перед Праведным и Всевидящим Богом!

Конечно, мы знаем, что мы - люди - несовершенны. Мы знаем также, что даже тогда, когда мы стараемся делать все наилучшим образом, мы все равно грешим. Но и тогда мы просто обязаны приложить все усилия, чтобы с Божьей помощью искоренить грех из своей души и держаться как можно дальше от любого искушения. И если нам когда-либо захочется расслабиться и сделать для себя «разовое» исключение, то тогда снова прислушаемся к тому, что говорит Дух Святой через ап. Павла: «Не обманывайте себя: Бога нельзя обмануть. Ибо что посеешь, то и пожнешь. Кто посеет семя ради собственной греховной плоти, пожнет от этой плоти разрушение. Тот же, кто посеет семя во имя Духа (Святого), пожнет от Духа жизнь вечную». Неисповеданный грех обязательно разрушит нашу жизнь, вызовет отчуждение тех, кого мы так любим. Плоды сорняков греха рано или поздно разрушат все самое дорогое и ценное в нашей жизни.

В заключение хотелось бы напомнить еще раз что-то очень важное: хотя мы и не в состоянии устранить все последствия наших грехов, но наш Бог обязательно снимет с нас тяжесть вины и затем даст нам силы пережить последствия, если только мы смиримся перед Ним, искренно прося у Него прощения всех наших грехов, и будем жить жизнью обновленного Христом человека. Прислушаемся к голосу Духа Святого и к голосу своей совести. Проверим себя во свете Слова Божия, пока есть время. Будем чаще думать о том, с какими плодами мы предстанем однажды перед нашим Господом. Ведь тогда уже поздно будет что-либо изменить или исправить! Тогда уже останется лишь только пожинать... И пожинать только то, что посеял в этой жизни! Пусть Бог поможет нам в молитве покаяния склониться перед Ним прямо сейчас, прося у Него прощения, мудрости и сил для дальнейшей жизни и служения Ему!

                                                                                   

г. Сакраменто, 22 окт. 2007 г.                            

Валерий Бруцкий-Стемпковский,

ст. пастор