КАК БЫТЬ
МУДРЫМ?

 

«Мудр ли и разумен кто из вас? Докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью. Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину: это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская; ибо где зависть и сварливость, там неустройство и все худое. Но мудрость, сходящая свыше, во-первых чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна» (Иак. 3:13-17)

                                                                                 

 

Ещё задолго до наступления века компьютеров, интернета, нанотехнологий и космических скоростей английский писатель и философ Э.Э. Комингс задал следующий вопрос: "Мы обладаем огромными знаниями, но что случилось с мудростью?"

В своей книге "Завтра наступает сегодня" Харольд Сейл пишет следующее: «Недавно один работник тюрьмы говорил о количестве образованных мужчин и женщин, находящихся в заключении. Многие из них -  выпускники университетов с высоким показателем интеллекта. Но у них отсутствовало такое качество, как мудрость… Они имели знания, но им не хватало мудрости, поэтому они и проводили свои жизни в тюрьме».

Пожалуй, каждый человек, живущий на земле, желает быть мудрым. Но вот это качество или свойство человека многие люди понимают совершенно по-разному. Для одних людей быть мудрым - значит изучить много «умных», толстых книг, чтобы быть эрудитом во многих сферах жизни человека. Для других – достичь высокой ступени познания в определенной науке. Для третьих - занять завидное положение в обществе и получить всеобщее признание и уважение. А многие «новые русские» видят свою мудрость в том, что они сумели «заработать» много денег, получить баснословную прибыль, построить дом-дворец с неприступным забором-крепостью, купить роскошный бронированный лимузин и т.д., быстро и ловко обойдя при этом своих многих конкурентов и недоброжелателей.

Окружающий нас мир со всех сторон предлагает нам свою «мудрость», но ущербность её в том, что она насквозь пропитана собственным «я». Главным вопросом этой мудрости является: «Что же я от всего этого буду иметь?»

Наши почтовые ящики часто переполнены самыми заманчивыми предложениями мирской мудрости, которая нам старается объяснить, сколько можно сэкономить, купив ту или иную вещь. Газеты и телевидение тоже с неизменным постоянством рекламируют различные товары и услуги, подавая их в самых оригинальных формах человеческой мудрости, а точнее, хитрости и лукавства. Нас уверяют в том, что новый товар сделан «согласно новой технологии», «небывалого качества» и даже в состоянии изменить нашу жизнь. За совсем небольшую плату у вас будет «чище одежда», «белее зубы», «красивее волосы», «вкуснее еда», а вслед за этим – счастье, друзья и прекрасная жизнь… Справедливости ради нужно отметить, что некоторые из тех, кто очень настойчиво ищет мирской мудрости, иногда становятся на некоторое время богатыми или известными. Но это земное богатство и слава призрачны, ничтожны и так быстро преходящи! Почему? Потому что этот мир не знает подлинной библейской мудрости! «Мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их. И ещё: Господь знает умствования мудрецов, что они суетны» (1 Кор. 3:19-20), - пишет ап. Павел.

Мудрость мира сего ещё никогда никого не освободила от вины греха! Она не может указать человеку путь к вечной жизни и, тем более, дать её. Мирская мудрость не приводит человека ко Христу, но, наоборот, уводит от Него всё дальше и дальше!

Мудрость мира сего может предложить человеку хорошую кровать, но не сон; может  дать самые современные таблетки, но не здоровье; может предоставить телохранителей, но не обеспечить безопасную жизнь; может дать образование, богатство, славу, но в конце жизни все это отнять у человека, и он нагим уйдет из этого мира...  Так стоит ли  эту  земную и  временную мудрость разменивать на вечную, Божью мудрость? Стоит ли она вообще того, чтобы ей уделять столько времени? Разве можно её противопоставить Божьей мудрости?  Нет!

Верующие люди тоже стремятся быть мудрыми в своей жизни. Более того, на страницах Библии мы находим десятки и даже сотни мест, которые побуждают и призывают всякого человека искать мудрость.  В книге Притчей мудрый Соломон восклицает: «Главное - мудрость: приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум. Высоко цени ее, и она возвысит тебя; она прославит тебя, если ты  прилепишься к ней;  возложит на голову твою прекрасный венок, доставит тебе великолепный венец» (Прт. 4:7-9). В другом месте он убеждает: «Приобретение мудрости гораздо лучше золота, и приобретение разума предпочтительнее отборного серебра» (Прт. 16:16).

Правда, однажды, когда один профессор спросил студента, что бы он взял, если бы ему предложили – мешок золота или мешок ума – юноша, не моргнув глазом, выпалил: «Конечно, мешок золота!» «А я бы на Вашем месте, молодой человек, взял бы мешок ума!» – назидательно произнес профессор. «Что ж, каждый берет то, чего ему не хватает…», - отпарировал смекалистый студент.

Впрочем, и для христиан 21-го века советы древнего мудреца не потеряли своей актуальности. Понимая, что «страх Господень – истинная премудрость, и удаление от зла - разум» (Прт. 28:28), каждый истинный христианин должен обогащаться этими сокровищами.

 А тот же ап. Иаков, понимая важность мудрости и необходимость её каждому из нас, в первых стихах своего послания пишет: «Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, - и дастся ему» (Иак. 1:5).

Внимательно исследуя послание ап. Иакова, мы замечаем, что оно, прежде всего, было обращено к «двенадцати коленам, находящимся в рассеянии» (Иак. 1:1). Кто же были эти 12 колен в рассеянии? Это были те иерусалимские верующие из числа иудеев, которые, услышав от первых апостолов живое Слово об умершем и воскресшем Спасителе Христе, оставили веру своих праотцов – иудаизм – и уверовали в Господа Иисуса Христа. Но жестокие гонения со стороны правящей римской власти, последовавшие в конце 40-х годов 1-го века н.э., и, особенно, после казни Стефана, рассеяли их среди язычников за пределами Палестины по всему Средиземноморью. Другими словами, здесь хочется отметить, что ап. Иаков в своём послании обращается, в первую очередь, не к неверующим, но к верующим людям из числа евреев, а затем и ко всем христианам последующих поколений. И вот к таким христианам, которые, находясь во враждебном окружении, испытывали искушение считать верой лишь только систему умозрительных убеждений, руководитель иерусалимской церкви ап. Иаков напоминает, что сущность христианства заключается не только в его учении, но и в совершенно новом и богоугодном образе жизни.

К сожалению, и в наши дни немало христиан по всему миру громко заявляют о своей вере в Бога и учат жить других, сами будучи далекими от того, что говорят. На словах они доверяют Богу и причисляют себя к Его семье, а на самом деле живут ценностями, преобладающими в этом мире. Обладая знанием истины и, как им кажется, даже мудростью, они противоречат Евангелию своей повседневной жизнью.

В вышеприведенном отрывке Священного Писания (Иак. 3:13-17) Господь через ап. Иакова призывает меня и тебя, дорогой читатель, посмотреть на то, какая же мудрость имеет подлинную ценность в глазах Божьих.

Почему ап. Иаков оставил для первых христиан и для всех верующих людей последующих веков такие яркие и содержательные слова о мудрости?

По-видимому, не только в наше время, но и тогда многие христиане не только считали себя мудрыми, но и не упускали возможности по любому поводу напомнить об этом друг другу, и даже «блеснуть» своими познаниями. Иаков же, обращаясь к таковым, говорит: «Кто среди вас мудрый и знающий? Пусть он своей достойной жизнью покажет, что его дела совершены с кротостью, которую даёт мудрость» (Иак. 3:13). Другими словами, апостол говорит: «Если ты считаешь себя мудрым и знающим, то ты должен подтвердить свою мудрость достойной христианской жизнью».

Что же следует понимать под словом «мудрость»? Известный знаток русского языка Вл. Даль толкует это понятие в своём словаре следующим образом: «Мудрый - основанный на добре и истине, праведный, соединяющий в себе любовь и правду; в высшей степени разумный и благонамеренный».

Мудрость – это способность видеть, прежде всего, состояние своего собственного сердца так, как видит его Бог. Мудрость – это способность оценивать происходящие вокруг нас события и процессы в обществе с точки зрения неба и вечности. Мудрый человек видит то, что другие не видят, ценит те вещи, которые другие не считают важными и ценными?

Нужна ли христианину мудрость от Бога? Ответ - безусловно, да! Большинство верующих людей часто даже молятся и просят у Бога, чтобы Он послал им мудрости и видения для решения многих вопросов жизни. И это правильно, хорошо и необходимо. Соломон говорит: «Начало мудрости - страх Господень…» (Прт. 1:7).

Возможно, читающий эти строки спросит: «А как узнать, как проверить себя: имею ли я истинную мудрость? От Бога ли она или от мира?» И на этот вопрос Библия даёт конкретный ответ. Апостол Иаков говорит: «Дорогой друг! Внимательно посмотри в своё сердце. И если ты увидишь в нём горькую зависть, сварливость (кстати, слово «сварливость» в других переводах Библии переведено ещё как своеволие, корыстное себялюбие, эгоистическое честолюбие), то не хвались, не заблуждайся и не обманывай сам себя. У тебя нет истинной, небесной мудрости». Более того, присутствие в жизни человека таких качеств, как зависть, сварливость, своеволие, себялюбие, самонадеянность, честолюбивые амбиции и т.п. явно свидетельствует о том, что у этого человека если и есть какая-то мудрость вообще, то она не более, чем "земная, душевная, бесовская". Она земная и душевная потому, что у неё земные источники, нормы и цели. Она измеряет успех земными, мирскими категориями. Она даже бесовская, потому что в сущности своей она происходит не от Бога, а от дьявола. Такая мудрость, как правило, приводит к тем результатам, которых добивается не Бог, а дьявол. «Ибо там, где есть зависть и себялюбие, там беспорядок и всякое зло», - говорит ап. Иаков. А пророк Исаия развивает эту мысль: «Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою!» (Ис. 5:21)

Многие люди старшего и среднего поколения ещё и сегодня хорошо помнят печальное лето 1986-го года, когда в водах Чёрного моря, в порту г. Новороссийска, столкнулись два корабля, что привело к многочисленным человеческим жертвам. Это были сухогруз «Пётр Васев» и небезызвестный многим из нас теплоход «Адмирал Нахимов», имевшие на своих бортах 884 пассажира и 364 члена экипажа. Известие об этой трагедии тогда многих людей по всему миру повергло в шок. Но эта новость стала ещё трагичнее, когда выяснилась причина столкновения, приведшая к гибели в морской пучине 448(!) человек.

Оказалось, что главная причина этой трагедии заключалась не в неисправной системе навигации или в испорченном радаре, и даже не в густом тумане, а в человеческом мудрствовании, гордости и упрямстве. Оба капитана прекрасно знали о том, что их суда находятся на опасно близком расстоянии и вполне ещё могли предпринять необходимые действия, чтобы избежать столкновения. Но, как позже было написано в газетах, никто не захотел уступить дорогу другому. Каждый считал ниже своего достоинства отойти в сторону...

Можно ли считать, что эти капитаны были мудрыми в своём решении не уступить путь другому? Понимали ли они, к чему это может привести? Думаю, что да, и, тем не менее, ничего не предприняли, чтобы избежать трагедии... К сожалению, к таким или подобным трагическим результатам в физической или в духовной жизни людей нередко приводит человеческая «мудрость» многих современных «опытных капитанов», проявляющаяся в гордости, своеволии, себялюбии и тому подобных грехах.

Так важно каждому христианину помнить, что мерилом истинной мудрости является не только понимание ситуации, не только количество приобретенных знаний, не высота учёной степени, не число прожитых лет, не умное выражение лица, так часто являющееся неотъемлемым «атрибутом святости и мудрости» многих славянских христиан, а примерное, богоугодное поведение человека. Известный герой писателя Рудольфа Эриха Распе барон Мюнхгаузен, живший более 200 лет тому назад, говорил: «Умное лицо - это ещё не признак ума, господа! Все глупости на земле делались именно с этим выражением лица».

Как всякое дерево узнаётся не по листьям и цветам, но по плодам, так я и ты, дорогой друг, можем оценить свою мудрость не по тому, как мы красиво говорим или поем, а по тому, как мы поступаем в повседневной жизни.

Не сомневаюсь в том, что фарисеи времен Иисуса Христа знали Священное Писание гораздо лучше большинства христиан нашего 21-го века. Они могли цитировать наизусть целые разделы Торы. Они учили народ настолько хорошо и правильно, что даже Христос с положительной стороны отметил это перед Своими учениками. Но не это являлось определяющим фактором их подлинной сущности. Не их красивые слова, а лукавая и лицемерная жизнь явилась показателем их истинного состояния…

"Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи;  итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают… Все дела свои делают с тем, чтобы видели их люди; расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих. Также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: «Учитель! Учитель»…" (Мтф. 23:1-3, 5-7).

Известный богослов Марк Подвижник учил: «Делами показывай себя мудрецом, ибо нет слова, которое было бы мудрее дела». А один францисканский монах, живший в 16 веке, говорил: "Проповедуйте Евангелие по всему миру и, если нужно, используйте слова". Сила и мудрость Евангелия Христова заключается не столько в том, что мы говорим, а в том, что мы делаем, как поступаем, в преображенной жизни, которая является истинным письмом Христовым.

Единственным доказательством того, что наша вера и мудрость подлинны, является наша новая, преображённая Богом жизнь!

Если мы вспомним историю выхода народа израильского из египетского рабства и их входа в землю ханаанскую, то увидим, как Моисей неоднократно увещевал и предупреждал израильтян, чтобы они исполняли то, что Бог ожидает от них: «Вот, я научил вас постановлениям и законам, как повелел мне Господь, Бог мой, дабы вы так поступали в той земле, в которую вы вступаете, чтоб овладеть ею; итак храните и исполняйте их, ибо в этом мудрость ваша и разум ваш пред глазами народов, которые, услышав о всех сих постановлениях, скажут: только этот великий народ есть народ мудрый и разумный» (Втор. 4:5-6).

Поистине мудрый человек не говорит: «Делай, как я говорю», но скажет: «Делай так, как я делаю». Он прежде сам делает, а потом других учит.

В г. Коринфе многие люди гордились своею мудростью. Они любили свысока рассуждать о «высоких материях», о нравственых ценностях и идеалах, но, при всем этом, они вели распущенную, безнравственную жизнь. Ап. Павел противопоставил их человеческой мудрости мудрость Христову, которую нельзя измерить ни тестами на интеллект, ни какими-то особыми достижениями или выдающимися интеллектуальными способностями.

В 1 Кор. 2:4-5 ап. Павел говорит: "И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией". Павел говорит, что его проповедь и слово, по человеческим меркам, были слабы и неубедительны, но они были наполнены Божьей силой и премудростью. Более того, все его слова прекрасно дополнялись и гармонировали с его богоугодными делами, которые ап. Павел постоянно практиковал во славу Господа и для блага своих ближних – тех, кто нуждался в его служении и помощи. Не слова убеждали окружающих его людей следовать за Господом, а святая и жертвенная жизнь ап. Павла (Деян. 20:17-38, 2 Кор. 11:16-32). Поэтому-то, обращаясь к верующим в г. Коринфе и ко всем христианам последующих поколений, он говорит: «Умоляю вас: подражайте мне, как я Христу» (1 Кор. 4:16). А в 1 Фес. 2:10 он не боится сказать: «Свидетели вы и Бог, как свято и праведно и безукоризненно (говорили? Нет!) поступали мы перед вами, верующими».

Дорогой друг! Когда мы вспомнили это свидетельство ап. Павла о себе самом, то мне хочется, чтобы сейчас я и ты, дорогой читатель, подумали вот о чём: «А могу ли я сегодня повторить эти слова ап. Павла, рассказывая моим ближним о моей вере в Господа Иисуса Христа и служении Ему в повседневной жизни? Если я считаю себя мудрым христианином, то могу ли я сейчас со всей ответственностью произнести: «Свидетели вы и Бог, как свято и праведно и безукоризненно поступал я перед вами, верующими Почему ап. Павел мог так сказать о себе? Потому, что он в действительности не только декларировал свою веру и убеждения, но и жил по ним. В этом и заключается истинная библейская мудрость!

Жизнь христианина – это Евангелие, которое не говорит, а показывает, кем он является на самом деле. Современный мир устал от красивых слов и громких фраз многих «поверхностных и легковесных христиан», часто говорящих одно, а делающих совершенно другое. Как никогда раньше, окружающий нас мир нуждается сегодня в красивых и мудрых делах тех, кто несет это высокое звание христианина и, по сути, является представителями или послами Божьего Царства на земле.

Каковы же качества или неотъемлемые атрибуты истинной, небесной мудрости? Иаков поясняет: «Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна» (Иак. 3:17). Такая мудрость боится Бога, слушается и любит Его, отвращается от суеты мира и прилепляется к одному Богу, потому что «начало мудрости - страх Господень» (Прт. 1:7). Размышляя о мудрости с небес, один из отцов церкви Тихон Задонский писал: «Ей не тягостно делать всё то, что угодно Господу, и решительно уклоняться от всего того, что Ему противно. В ней нет места гордости, зависти, злобе, вражде, нечистоте и прочим духовным язвам. Она произносит то, что и внутри себя имеет, что обещает словом, то и исполняет делом, когда нет никакого препятствия. Истинная мудрость видит страдающего ближнего, и сама ему сострадает сердцем, требующему помощи помогает; всякому неблагополучию ближнего искренне сочувствует и благополучию радуется; с плачущими плачет и с радующимися радуется».

Истинный мудрец заботится только о том, чтобы хорошо делать, тогда как ложный мудрец старается только, чтобы говорили о нём, что он хорошо делает. Подлинная мудрость не ворчлива и угрюма, но добродушна и общительна. Соломон говорит: «Сердце мудрого делает язык его мудрым и умножает знание в устах его» (Прт. 16:23). А мудрость без доброты есть хитрость и измена. Мудрый человек в любом спорном вопросе обязательно выслушает две стороны, прежде чем принять определённое беспристрастное решение. При этом он хорошо помнит повеление Господа, данное ещё в древности через служителя Божия Моисея: «Не извращай закона, не смотри на лица и не бери даров, ибо дары ослепляют глаза мудрых и превращают дело правых» (Втор. 16:19), а также слова Экклезиаста: «Притесняя других, мудрый делается глупым, и подарки портят сердце» (Еккл. 7:7)

 Мудрости от Бога также чуждо лицемерие в любом его проявлении! Поистине мудрый человек никогда не позволит себе думать одно, говорить другое, а делать третье!

Достижение мудрости – это воистину достойная цель каждого здравомыслящего человека. Но чтобы не ошибиться, не обмануть самого себя и не погибнуть навеки, нужно почаще проверять себя, свою веру и мудрость во свете беспристрастного Слова Божия. Имеет ли моя мудрость хотя бы некоторые из тех качеств, о которых говорит ап. Иаков? Или, может быть, я мудр только лишь в своих глазах? В таком случае стоит еще раз прислушаться к словам Соломона по этому поводу: «Видал ли ты человека, мудрого в глазах его? На глупого больше надежды, нежели на него» (Прт. 26:12)

Будем помнить, что истинной мудростью является только та, которая окажется мудрой в конце жизни человека, тогда, когда я и ты, дорогой читатель, явимся на встречу со Святым и Праведным Богом! И тогда Он по справедливости оценит нашу веру, нашу жизнь и нашу мудрость, выраженную в практических делах и поступках на земле.

Мечта всей моей жизни, чтобы, когда однажды предстану пред Богом, услышать от Него самые драгоценные слова: "Хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего» (Мтф. 25:21). 

Воистину мудрым окажется тот человек, которому будет адресовано это приглашение Христа; кто на земле был последним ради того, чтобы в небесах оказаться первым; кто на земле был странником и пришельцем, чтобы в небесах  получить вечное жилище, приготовленное Богом всем любящим Его; кто не собирал себе сокровища на земле, чтобы получить их в небесах…

И неразумным окажется тот, кто услышит слова Ангела "горе живущим на земле". Горе тем, кто слишком привязался к земле, для кого она стала родным домом. Горе тем, кто на земле думал не о небесном, а о земном;  кто беспечно проводил свою жизнь на земле, не думая о том, что за все придется дать отчет Богу…

Помог бы всем нам Господь прилагать все свои старания к тому, чтобы приобретать и иметь не фальшивую, земную, но истинную, библейскую, небесную мудрость!

 

 

Валерий Бруцкий-Стемпковский,

ст. пастор